Директор Самарского Центра  по ценообразованию  в строительстве,  д.э.н. Дидковская О.В.
 
      Расчет твердой договорной цены 
        с фиксированной ценой единицы выполняемых работ
       
      Нормативно-правовые акты,  подготовленные и введенные в действие Правительством РФ (Градостроительный  кодекс, Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»),  расширение информационной базы, обслуживающей строительный комплекс РФ в целом  и Самарский регион в частности, активно внедряемые в практику взаимоотношений  между участниками инвестиционно-строительного процесса укрупненные показатели  стоимости строительной продукции, выполняемых строительно-монтажных и  ремонтно-строительных работ требуют более совершенных подходов к оценке  стоимости строительства (реконструкции, ремонта) объектов капитального  строительства,  а также пересмотра  отдельных положений методических разработок, используемых в системе  ценообразования в строительстве. 
        Реализация современных  подходов к системе ценообразования должна быть, прежде всего, отражена в  методах определения твердых договорных цен на строительную продукцию. 
        Действующая система  сметного нормирования и подготовки сметных расчетов должна стать лишь исходным  материалом для определения цены строительной продукции. Глубокое заблуждение и  ошибка тех, кто считает сметную документацию, подготовленную в составе Проекта,  прошедшего экспертизу – «суммой денежных средств, необходимых для осуществления  строительства». 
        Достоинства грамотно  составленных сметных расчетов (смет) заключены в следующем: 
        - только сметная  документация аккумулирует полный перечень всех видов работ (как основных, так и  второстепенных) и их объемы; 
        - именно смета  выстраивает последовательность и технологию всего строительного процесса по  созданию (реконструкции, ремонта) объекта капитального строительства. Сметчик  изучает особенности производства строительно-монтажных, ремонтно-строительных  работ на протяжении всех планируемых периодов реализации проекта; 
        - сметные расчеты (сметы)  учитывают потребительские особенности основных строительных материалов, изделий  и конструкций; 
        - специалист-сметчик изучает строительный рынок материальных ресурсов,  техники и технологии. 
        Однако столь важный  документ до последнего времени так и не находит своего места в системе  правильно построенных договорных отношений в строительной отрасли в условиях  рынка. 
        Рыночные отношения в  строительном комплексе РФ, к которым мы наконец-то подходим, требуют разработки  «переходных мостиков» - методических рекомендаций по формированию договорных  цен. Необходимо подготовить систему перехода от сметной стоимости к стоимости  строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального  строительства, которая позволила бы участникам инвестиционно-строительного  процесса в полной мере называть свои отношения рыночными. 
        Самарский Центр по  ценообразованию в строительстве предлагает рассмотреть вариант сметы для  формирования договорной цены на выполнение строительно-монтажных (ремонтно-строительных)  работ и способ её подготовки. 
        Исходными данными  являются локальные сметные расчеты (сметы), а также объектная смета,  разработанные в составе проектной документации. 
        1. В соответствии с п. 30  Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их  содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №87  от 16 февраля 2008 года, сметная документация должна содержать сводку затрат,  сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты  (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.  
            Указанная сметная  документация составляется в сметных ценах, сложившихся ко времени её  составления. В  связи с этим требованием - объектные сметные расчеты должны быть составлены в  текущем уровне цен. И как безусловное требование - составление сводного  сметного расчета в уровне цен формирования сметной документации. 
        При подготовке локальных  сметных расчетов (смет) ресурсным методом это условие выполняется в полном  объеме. Локальные сметные расчеты (сметы), составленные базисно-индексным  методом, должны в обязательном порядке пересчитываться в текущий уровень после  начисления накладных расходов и сметной прибыли. 
        2. Локальные сметные  расчеты (сметы) формируются на отдельные виды строительных (монтажных,  ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ. 
        Результатом работ, на  которые разрабатываются отдельные локальные сметы (расчеты), являются  законченные конструктивные элементы объектов капитального строительства.  Количественные показатели конструктивных элементов (объемы работ) определяются  с учетом технологической проследовательности, сроков, качества их устройства  (выполнения), специфических особенностей, а также условий производства  строительно-монтажных работ и приемки их выполнения. 
        В составе проектной  документации (проект организации строительства) в соответствии со статьей 48  Гражданского кодекса, а также Положением «О составе разделов проектной  документации и требованиях к их содержанию»,   должны быть представлены сведения об объемах по каждому виду  конструктивного элемента объекта капитального строительства и выделен укрупненный  количественный показатель (м3, т, пм, шт, м2 и  т.п.).  
        Состав выполняемых  строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ, а также  укрупненные количественные показатели всех конструктивных элементов объекта капитального  строительства служат исходными данными для формирования договорных цен на  выполнение подрядных работ, заключения государственных контрактов, а также  оформления первичной учетной документации по учету работ в капитальном  строительстве и ремонтно-строительных работ. 
        3. Форму объектной сметы  предлагается несколько изменить (Таблица 1). 
        Далее разрабатываются  расчетные формы для определения цены договора подряда (Государственного  контракта) с учетом твердой договорной цены и фиксированной цены единицы  выполняемых работ (Таблицы 2 5). 
        Заполнение таблицы 4  выполняется с учетом формулы  
        
      где   – цена единицы выполняемых строительно-монтажных  (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ конструктивного элемента в t-период, т. руб.; 
            – цена единицы  выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных)  работ в ценах периода составления сметной документации, т. руб.; 
           – период выполнения  строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ  применяемый по Проекту организации строительства (ПОС); 
           – вид выполняемой  строительно-монтажной, ремонтно-строительной, пусконаладочной работы (конструктивного  элемента); 
           – количество периодов (месяцев, кварталов, лет) в  соответствии с календарным графиком выполнения строительно-монтажных  (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ, разрабатываемом в составе ПОС; 
           – количество выполняемых строительно-монтажных  (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ (конструктивных элементов),  принимаемых по итогам локальных сметных расчетов (смет); 
       –  коэффициент прогнозного изменения цены единицы i-работы в t-периоде, рассчитываемый по формуле: 
             
       – коэффициент вида работ, учитывающий различие структуры  ресурсно-технологической модели, принятой при расчете прогнозного индекса-дефлятора  и характерной для данного вида работ; 
            –  коэффициент условий финансирования,  учитывающий наличие (отсутствие) авансовых платежей Заказчика, объем  привлечения заемных средств, использование собственных средств Подрядчика для выполнения  работ, согласно условиям заключаемого договора-подряда (Государственного контракта); 
           – коэффициент непредвиденных изменений, учитывающий риск  существенного изменения сценарных условий построения прогноза индекса-дефлятора  при нестабильной финансово-экономической ситуации; 
            – коэффициент  инвестиционного риска, учитывающий вероятность прекращения финансирования  строительства со стороны Заказчика и неоплаты Подрядчику выполненной части строительно-монтажных  (ремонтно-строительных) работ.  
      4. Завершающим этапом  является подготовка сметы к договору подряда (Государственному контракту). 
        Предлагаемая форма может  служить сметой, прилагаемой к договору подряда (Государственному контракту),  как неотъемлемая его часть (Таблица 6). Данная форма отвечает основным требованиям  нормативно-законодательных актов: 
        - присутствует полный  перечень выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ,  итогом выполнения которых является законченный конструктивный элемент объекта  капитального строительства; 
        - указан объем выполняемых  работ в единицах измерения, необходимых и достаточных для их принятия  Заказчиком по этапам исполнения договора-подряда (Государственного контракта); 
        - определена полная  стоимость договора (контракта), а также отдельных видов работ; 
        - ценовые показатели  отражают в полном объеме понятие «твердой договорной цены»; 
        - позволяет вносить  корректировку в договорную цену при изменении количества выполняемых  строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ при неизменной договорной  цены единицы; 
        - после исполнения  договора (контракта) участники инвестиционно-строительного процесса получают  возможность владеть информацией о цене отдельных видов работ, как единицы  законченной строительной продукции. 
        5. Заполнение Актов о  приемке выполненных работ КС-2 (Таблица 7) в случае использования  рассмотренного выше алгоритма подготовки и заключения договора-подряда  (Государственного контракта) может быть выполнено с учетом положения письма  Федеральной службы государственной статистики от 31.05.2005 года №01-02-9/381  «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной  документации №КС-2, КС-3 и КС-11». 
      Полный текст статьи и пример расчета стоимости  договора подряда (Государственного контракта) с учетом твердой договорной цены  и фиксированной ценой единицы работ (конструктивного элемента) приведены  в информационно-справочных материалах «Ценообразование в строительстве», январь  2009 г.   |