Расчет твердой договорной цены
Директор Самарского Центра
по ценообразованию
в строительстве,
д.э.н. Дидковская О.В.

Расчет твердой договорной цены с фиксированной ценой единицы выполняемых работ

Нормативно-правовые акты, подготовленные и введенные в действие Правительством РФ (Градостроительный кодекс, Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), расширение информационной базы, обслуживающей строительный комплекс РФ в целом и Самарский регион в частности, активно внедряемые в практику взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительного процесса укрупненные показатели стоимости строительной продукции, выполняемых строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ требуют более совершенных подходов к оценке стоимости строительства (реконструкции, ремонта) объектов капитального строительства,  а также пересмотра отдельных положений методических разработок, используемых в системе ценообразования в строительстве.
Реализация современных подходов к системе ценообразования должна быть, прежде всего, отражена в методах определения твердых договорных цен на строительную продукцию.
Действующая система сметного нормирования и подготовки сметных расчетов должна стать лишь исходным материалом для определения цены строительной продукции. Глубокое заблуждение и ошибка тех, кто считает сметную документацию, подготовленную в составе Проекта, прошедшего экспертизу – «суммой денежных средств, необходимых для осуществления строительства».
Достоинства грамотно составленных сметных расчетов (смет) заключены в следующем:
- только сметная документация аккумулирует полный перечень всех видов работ (как основных, так и второстепенных) и их объемы;
- именно смета выстраивает последовательность и технологию всего строительного процесса по созданию (реконструкции, ремонта) объекта капитального строительства. Сметчик изучает особенности производства строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ на протяжении всех планируемых периодов реализации проекта;
- сметные расчеты (сметы) учитывают потребительские особенности основных строительных материалов, изделий и конструкций;
- специалист-сметчик изучает строительный рынок материальных ресурсов, техники и технологии.
Однако столь важный документ до последнего времени так и не находит своего места в системе правильно построенных договорных отношений в строительной отрасли в условиях рынка.
Рыночные отношения в строительном комплексе РФ, к которым мы наконец-то подходим, требуют разработки «переходных мостиков» - методических рекомендаций по формированию договорных цен. Необходимо подготовить систему перехода от сметной стоимости к стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства, которая позволила бы участникам инвестиционно-строительного процесса в полной мере называть свои отношения рыночными.
Самарский Центр по ценообразованию в строительстве предлагает рассмотреть вариант сметы для формирования договорной цены на выполнение строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ и способ её подготовки.
Исходными данными являются локальные сметные расчеты (сметы), а также объектная смета, разработанные в составе проектной документации.
1. В соответствии с п. 30 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №87 от 16 февраля 2008 года, сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Указанная сметная документация составляется в сметных ценах, сложившихся ко времени её составления. В связи с этим требованием - объектные сметные расчеты должны быть составлены в текущем уровне цен. И как безусловное требование - составление сводного сметного расчета в уровне цен формирования сметной документации.
При подготовке локальных сметных расчетов (смет) ресурсным методом это условие выполняется в полном объеме. Локальные сметные расчеты (сметы), составленные базисно-индексным методом, должны в обязательном порядке пересчитываться в текущий уровень после начисления накладных расходов и сметной прибыли.
2. Локальные сметные расчеты (сметы) формируются на отдельные виды строительных (монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ.
Результатом работ, на которые разрабатываются отдельные локальные сметы (расчеты), являются законченные конструктивные элементы объектов капитального строительства. Количественные показатели конструктивных элементов (объемы работ) определяются с учетом технологической проследовательности, сроков, качества их устройства (выполнения), специфических особенностей, а также условий производства строительно-монтажных работ и приемки их выполнения.
В составе проектной документации (проект организации строительства) в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса, а также Положением «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»,  должны быть представлены сведения об объемах по каждому виду конструктивного элемента объекта капитального строительства и выделен укрупненный количественный показатель3, т, пм, шт, м2 и т.п.).
Состав выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ, а также укрупненные количественные показатели всех конструктивных элементов объекта капитального строительства служат исходными данными для формирования договорных цен на выполнение подрядных работ, заключения государственных контрактов, а также оформления первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
3. Форму объектной сметы предлагается несколько изменить (Таблица 1).
Далее разрабатываются расчетные формы для определения цены договора подряда (Государственного контракта) с учетом твердой договорной цены и фиксированной цены единицы выполняемых работ (Таблицы 25).
Заполнение таблицы 4 выполняется с учетом формулы

где – цена единицы выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ конструктивного элемента в t-период, т. руб.;
 – цена единицы выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ в ценах периода составления сметной документации, т. руб.;
– период выполнения строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ применяемый по Проекту организации строительства (ПОС);
– вид выполняемой строительно-монтажной, ремонтно-строительной, пусконаладочной работы (конструктивного элемента);
– количество периодов (месяцев, кварталов, лет) в соответствии с календарным графиком выполнения строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ, разрабатываемом в составе ПОС;
– количество выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных, пусконаладочных) работ (конструктивных элементов), принимаемых по итогам локальных сметных расчетов (смет);

– коэффициент прогнозного изменения цены единицы i-работы в t-периоде, рассчитываемый по формуле:

– коэффициент вида работ, учитывающий различие структуры ресурсно-технологической модели, принятой при расчете прогнозного индекса-дефлятора и характерной для данного вида работ;
 –  коэффициент условий финансирования, учитывающий наличие (отсутствие) авансовых платежей Заказчика, объем привлечения заемных средств, использование собственных средств Подрядчика для выполнения работ, согласно условиям заключаемого договора-подряда (Государственного контракта);
– коэффициент непредвиденных изменений, учитывающий риск существенного изменения сценарных условий построения прогноза индекса-дефлятора при нестабильной финансово-экономической ситуации;
 – коэффициент инвестиционного риска, учитывающий вероятность прекращения финансирования строительства со стороны Заказчика и неоплаты Подрядчику выполненной части строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ.

4. Завершающим этапом является подготовка сметы к договору подряда (Государственному контракту).
Предлагаемая форма может служить сметой, прилагаемой к договору подряда (Государственному контракту), как неотъемлемая его часть (Таблица 6). Данная форма отвечает основным требованиям нормативно-законодательных актов:
- присутствует полный перечень выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, итогом выполнения которых является законченный конструктивный элемент объекта капитального строительства;
- указан объем выполняемых работ в единицах измерения, необходимых и достаточных для их принятия Заказчиком по этапам исполнения договора-подряда (Государственного контракта);
- определена полная стоимость договора (контракта), а также отдельных видов работ;
- ценовые показатели отражают в полном объеме понятие «твердой договорной цены»;
- позволяет вносить корректировку в договорную цену при изменении количества выполняемых строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ при неизменной договорной цены единицы;
- после исполнения договора (контракта) участники инвестиционно-строительного процесса получают возможность владеть информацией о цене отдельных видов работ, как единицы законченной строительной продукции.
5. Заполнение Актов о приемке выполненных работ КС-2 (Таблица 7) в случае использования рассмотренного выше алгоритма подготовки и заключения договора-подряда (Государственного контракта) может быть выполнено с учетом положения письма Федеральной службы государственной статистики от 31.05.2005 года №01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации №КС-2, КС-3 и КС-11».

Полный текст статьи и пример расчета стоимости договора подряда (Государственного контракта) с учетом твердой договорной цены и фиксированной ценой единицы работ (конструктивного элемента) приведены в информационно-справочных материалах «Ценообразование в строительстве», январь 2009 г.

© 2024 Самарский Центр по Ценообразованию в Строительстве
Россия, г. Самара, ул. Садовая, 278; e-mail: ccs@ccs-samara.ru