Дидковская Ольга Всеволодовна
д.э.н., руководитель филиала ФГУ
Федеральный центр ценообразования в
строительстве по Самарской области,
зав. кафедрой СГАСУ.

А нужна ли смета?

Гражданский кодекс РФ определяет смету как обязательное приложение к  договору подряда, Градостроительный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ № 87 – как необходимый раздел проектной документации. Эти позиции не подлежат обсуждению, поэтому смете быть! Благоприятной почвой для дискуссионного рассмотрения являются другие вопросы: нужна ли участникам договорных отношений смета в том виде, в котором мы привыкли ее видеть в составе проектной документации?, как смета влияет на договорные отношения?, почему важно владеть не только информацией о цене строительства, но и иметь профессиональные знания всей системы ценообразования в строительстве?  Об этом и поговорим.

 

О роли и форме сметы в договорных отношениях

Договорные отношения в строительстве, как известно, является предметом особого законодательного регулирования. И сметная документация с позиции законодательства  – важная составляющая их реализации. Анализ положений нормативно-правовых актов на предмет необходимости подготовки сметной документации представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Необходимость подготовки сметной документации в соответствии с законодательством РФ

Нормативно-правовой акт Необходимость сметной документации
Градостроительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 г. №190-ФЗ) Ст.48 Необходимость разработки сметной документации на объекты капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон о саморегулировании Градострои­тельный кодекс гл.6.1. ст. 148-ФЗ, ст.52, п.2

Необходимость выделения работ на основе сметной документации, на которые выдаются допуски саморегулируемыми организациями.
Заказчик заключает договор с физическим или юридическим лицом на выполнение конкретных видов работ (оцененных на основании сметной документации), на которые имеются допуски. Заказчик в сметной документации, прикладываемой к договору подряда (Государственному контракту), должен видеть эти работы и затраты, относящие к ним.

Постановление N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Регламентируется состав сметной документации.
Сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427).

Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от
30.11.1994 г. №51-ФЗ)

Требование Гражданского кодекса РФ об обязательном приложении к договору подряда сметы. Закон о бухгалтерском учете – ссылка в КС-2 на пункты сметной документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ)

Возможность определения рыночной цены на работы.
В случаях,  когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Необходимость выделения отдельных видов работ, определение их объемов и стоимостных показателей единицы работы.
Определение начальной цены контракта при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Необходимость разграничения затрат на проектные, изыскательские, строительно-монтажные и другие элементы в структуре стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Федеральный закон №39-ФЗ от
25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Регламентирует отношения между субъектами инвестиционной деятельности и определяет их права и обязанности.
Определяет целевое использование капитальных вложений субъектов инвестиционной деятельности.

 

Итак, законодательство устанавливает необходимость сметы (но не ее вид) при формировании договорных отношений для её включения в пакет документов договора подряда (Государственного контракта). Так в какой же форме объективно нужна сметная документация?

Однозначным здесь является ответ лишь для участников строительства объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств. Сметная стоимость должна определяться с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр.  Однако это положение можно отнести к требованиям только на этапе подготовки проектной документации и прохождения госэкспертизы. В других случаях, по нашему мнению, приемлемый (удобный) вид сметы определяет, в первую очередь, этап инвестиционно-строительного процесса.

На этапе подготовки инвестиционного проекта, смета должна быть документом, определяющим предполагаемые затраты Инвестора (Заказчика) с позиции нормативного подхода – сколько объект капитального строительства должен стоить. На этапе, предшествующем договорным отношениям между Заказчиком и Подрядчиком, сторонам нужно сформировать цену предмета договора (Государственного контракта). Но Подрядчику смета в том виде, в котором она требуется в составе проектной документации, чаще всего не нужна. Исключение здесь составляют лишь подрядчики, «с нуля» начинающие свою деятельность, - им обязательно нужен ориентир цены, т.е. существует острая необходимость разработки сметы и определения своих предполагаемых затрат по нормативам. Если же задача формирования цены стоит перед подрядчиком-профессионалом, годами нарабатывающим свой опыт, приоритетным решением для него будет анализ своих фактических ретроспективных затрат.

Нужна ли подробная смета, разработанная с использованием государственных нормативов (ГЭСН, ТЕР, ФЕР и т.д.), в качестве приложения к договору подряда (Государственному контракту)? Законны ли требования Заказчика перед подписанием государственного контракта о предоставлении победителем аукциона сметного расчета с обоснованием своего предложения о цене?

Мы понимаем, что с нашим мнением по данному вопросу (который в силу его бесспорной актуальности мы публично обсуждаем на протяжении нескольких лет) многие специалисты строительной отрасли не согласны! Но наши ответы на поставленные выше проблемы однозначны и категоричны – нет, не нужна!, нет, не законны!

Действенным решением вопросов адаптации видов сметных документов к целям обеспечения прозрачности и удобства построения договорных отношений в строительстве нам представляется, в первую очередь, совершенствование механизмов разработки итоговых расчетов сметной стоимости строительства и форм сметной документации. В основе наших методических наработок по данной проблематике – понятие «законченный конструктивный элемент», «вид работы», «конструктив». В разработанных (несколько измененных общепринятых) нами формах сметной документации показатели единичной стоимости конструктивного элемента необходимо выделять уже на этапе составления первичных сметных документов - локальных сметных расчетов (локальных смет).

Локальные сметные расчеты (сметы) разрабатываются по отдельным конструктивным элементам объекта капитального строительства (здания, сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологией их производства и учетом специфических особенностей  (отдельная смета – отдельный конструктив). В проектной документации по каждому конструктиву определяется измеритель (м3 кирпичной кладки наружных стен,  м2 площади кровли и т.п.).

Локальная смета заканчивается итоговым показателем сметной стоимости элемента (оцененной базисно-индексным или ресурсным методом) в текущем уровне цен  с обязательным пересчетом на расчетный измеритель, определенный проектом.

В верхней части локального сметного расчета (сметы) в обязательном порядке указываются следующие технико-экономические показатели:

- «расчетный измеритель конструктивного элемента»;

- «показатель единичной стоимости конструктивного элемента»;

- «индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ».

Объектный сметный расчет (смета) должен выполнять следующие задачи:

- давать представления о проектном решении объекта капитального строительства, т.к. в этом документе должны быть собраны итоги локальных смет по всем конструктивам;

- содержать информацию о показателях единичной стоимости конструктива.

Предлагаемые формы сметной документации представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

 

Таблица 3

Формирование сметной документации с использованием предложенных форм, на наш взгляд,  обеспечит решение целого комплекса задач: получение информации об укрупненных показателях стоимости конструктивных элементов в текущем уровне цен; возможность проверки достоверности сметной стоимости строительства без предварительной переработки сметной документации; упрощение расчетов Заказчика по определению начальной цены контракта по объекту в целом и отдельным конструктивным элементам; обеспечение требований нормативно-правовых актов по формированию сметы, прикладываемой к договору подряда (Государственному контракту); адекватную корреспонденцию сметной документации с актами о приемке выполненных работ, облегчающую взаиморасчеты участников строительства.

О структуре цены

Еще одна наша принципиальная позиция – самое пристальное внимание участников договорных отношений должно быть направлено на понимание структуры цены, определенной сметой. Специалист строительного комплекса (в роли любого из субъектов инвестиционной деятельности), который предполагает заключить договор, предварительно должен разобраться в структуре цены предмета договорных отношений. Ведь смета с оговоренной в ней ценой в условиях рынка – это результат сделки, при заключении которой каждой стороне необходимо однозначно знать, что для него конкретно «скрывается» за этой величиной. Для Инвестора - это цена, полностью отражающая объем денежных средств, необходимых на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта капитального строительства, для Заказчика – это денежные средства, которые он берет у Инвестора и расходует в процессе реализации проекта, для Подрядчика – это обоснованные затраты, которые ему компенсирует Заказчик.

Незнание детальной поэлементной структуры цены и, соответственно, «оплаченных» обязательств сторон договора часто порождает негатив и массу спорных вопросов, связанных с неисполнением договорных обязательств. Качество выполненных работ, затраты Подрядчика, смета - эти понятия на первый взгляд напрямую между собой не связаны. Вместе с тем в практической деятельности Центра мы постоянно сталкиваемся с проблемой: урегулировать спорный вопрос в договорных отношениях участников строительного процесса возможно только при использовании грамотных, глубоких и всесторонних знаний всей системы ценообразования в строительстве. Проиллюстрируем сказанное примерами.

Пример 1. Чьи затраты на временное отопление при производстве ремонтных работ?

Условия спорной ситуации следующие: Подрядчику согласно договору на проведение капитального ремонта объекта капитального строительства с Заказчиком необходимо выполнить работы, технология производства которых требует положительной температуры воздуха; отопление здания производится автономной котельной, которая в период проведения капитального ремонта находилась в нерабочем состоянии и сама требовала ремонта. Суть вопроса – кто и в каких размерах должен нести возникшие затраты, связанные с отоплением здания и поддержанием требуемого температурного режима?

Наши разъяснения. В ГСН 81-05-02-2007 порядок определения затрат на временное отопление зданий и расчетов за выполненные работы по его обеспечению описан, в ГСНр 81-05-02-2001 – нет. Направленные нами запросы по данной проблеме остались без ответа, поэтому мы анализировали ситуацию самостоятельно, опираясь на действующие нормативные документы. Если работы по капитальному ремонту производятся в зимнее время в эксплуатируемом (действующем) здании и/или помещении, то, во-первых, подразумевается, что система отопления в нем не отключена и функционирует нормально. Второе допущение состоит в том, что ремонтируется в этом здании (помещении) не собственно отопительная система, а что-либо другое. То есть Заказчик предоставляет Подрядчику отапливаемое в нормальном режиме здание (помещение), где последний должен согласно договору выполнять ремонтно-строительные работы. Предметом подрядного договора межу ними при этом не являются работы по ремонту системы отопления в здании (помещении). В этом случае о затратах на временное отопление ремонтируемого здания не может быть и речи, у Подрядчика их возникнуть попросту не может! Тогда совершенно правильно, что в Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время не предусмотрены и не учтены нормативы затрат на временное отопление зданий и эти расходы должен понести Заказчик дополнительно. Однако, спорные ситуации в использовании действующих нормативов, как мы доказали, существуют и их необходимо документально прописывать.

Так, наше предложение в части устранения разногласий по указанной проблеме – предусмотреть в новой редакции Сборника ГСНр условие, однозначно определяющее возможные ситуации возникновения затрат на временное отопление зданий и порядок их оплаты. К примеру, это условие может иметь следующую трактовку: «заказчик обязан предоставить подрядчику для выполнения им ремонтно-строительных работ отапливаемое здание (помещение) либо возместить затраты на временное отопление здания (помещения) в установленных размерах».

Пример 2. Чьи затраты по отключению системы водоснабжения в процессе капитального ремонта?

Условия спорной ситуации: Предмет договора подряда – капитальный ремонт (замена задвижки колодца) системы водоснабжения. Заказчик требует от Подрядчика принять на себя затраты по отключению системы водоснабжения на объекте, которые в несколько раз превышают затраты на выполнение непосредственно самих ремонтных работ. Суть вопроса – правомерно ли это требование?

Наши разъяснения. Согласно Гражданскому кодексу РФ взаимоотношения между Заказчиком и Подрядчиком регламентируются договором строительного подряда.

Согласно п. 1 статьи 740 Гражданского кодекса РФ «по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену».

Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 статья 743 Гражданского кодекса РФ).

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (п. 1 статья Гражданского кодекса РФ).

Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование  необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо-, и паропровода и оказывать другие услуги (п. 2 статья 747 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с положениями Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 затраты по отключению системы водоснабжения не относятся к накладным расходам, учитываемых в сметной документации.

С учетом изложенного, Заказчик должен предоставить Подрядчику необходимые условия для выполнения ремонтных работ по замене задвижки (в данном случае  - отключение системы водоснабжения на объекте) и оплатить работы в порядке и размере, определенными договором строительного подряда. В случае если в соответствии с договором на Подрядчика возложены обязанности по отключению системы водоснабжения на объекте, Заказчик обязан компенсировать эти затраты Подрядчику.

Резюмируем. Рассмотренные спорные ситуации возникли по одной причине – Заказчик не знает структуры цены работ, порученных Подрядчику. Незнание структуры цены предмета договора «не освобождает от ответственности» за неисполнение обязательств, которые учтены рамками этой цены.

 

О методах и уровнях формирования цены

При обсуждении вопросов структуры цены строительной продукции и совершенствования форм сметной документации нельзя обойти вниманием проблематику методического обеспечения собственно процесса формирования этой цены.

При внимательном рассмотрении формулировки пункта 30 ППРФ № 87 можно сделать следующие выводы:

  1. при подготовке сметных расчетов (смет) необходимо использовать действующие сметные нормативы (ГЭСН, ТЕР, ФЕР и т.д.), разработанные в базисном уровне цен (01.01.2000) – «… сметная документация составляется с применением базисного уровня цен…»;
  2. все ценовые показатели в сметных расчетах должны быть приняты в текущем уровне – «…сметная документация составляется с применением… цен, сложившихся ко времени ее составления…»;
  3. индексы, используемые в расчетах базисно-индексным методом, а также текущие сметные цены на все ресурсы (материальные, технические, трудовые) должны быть в распоряжении сметчика ежемесячно – «…(с указанием месяца и года ее составления)».

Великолепная формулировка ППРФ № 87! Это как раз то, к чему стремились профессионалы-строители, закладывающие основы системы ценообразования в условиях становления рыночных отношений: сделать так, чтобы смета отвечала главному ее назначению – определить, сколько необходимо иметь денежных средств, чтобы построить (реконструировать, отремонтировать) объект капитального строительства. Но, к сожалению, выполнить описанные выше условия в полном объеме в состоянии специалисты ограниченного числа субъектов РФ. Что же мешает взять «под козырек» и исполнить требования нормативно-правового акта?

Первое рассмотренное нами условие предусматривает использование системы нормативов СНБ-2001. Формулировка «с применением», по нашему мнению, не требует подготовки сметной документации в уровне цен 01.01.2000, т.к. следующая фраза подчеркивает необходимость (возможность) применения цен, сложившихся к моменту ее составления.

Приближающаяся к своему завершению работа, которую совместно проводят в настоящее время Минрегионразвития РФ, ФЦЦС, региональные органы по ценообразованию, направлена, прежде всего, на отработку системы ресурсных нормативов СНБ-2001: расходной части, единообразия в наименовании, кодирование, исключение прошлых обнаруженных ошибок и т.д. Одним из положительных моментов этой работы следует отметить увеличение количества так называемых «открытых расценок». Это безусловный шаг в направлении приближения сметных расчетов к реальной стоимости строительной продукции. Основной принцип построения нормативов в строительстве, как известно, «принцип усреднения». Однако если работу по отдельным конструктивным элементам и видам работ и можно усреднить с точки зрения единообразия технологий, трудозатрат, использования строительной техники, то принцип усреднения в определении стоимости строительных материалов, изделий, конструкций – «попадание пальцем в небо».

Разброс ценовых показателей на один и тот же вид строительных материалов и оборудования, имеющих одинаковые названия, но разные потребительские характеристики, достигает десятков, а иногда и сотен раз (например, плитка для отделочных работ, краски, системы кондиционирования и т.д.).

Наиболее приемлемое решение этого вопроса может быть получено путем использования одного из методов подготовки сметных расчетов: ресурсного или ресурсно-индексного. И для первого, и для второго подходов обязательным условием является наличие ежемесячного предоставления информации  о территориальных средних текущих сметных (и отпускных) ценах на строительные материалы, изделия и конструкции. Наши оппоненты часто пытаются подменить понятие «средние сметные цены» на цены конкретных поставщиков в регионе. С этим мы категорически не согласны! Смета – документ, определяющий предполагаемые затраты инвестора. И на этапе определения сметной стоимости участников строительного комплекса в 99% случаев не интересуют цены конкретных поставщиков. Их интересует (должна интересовать!) средняя рыночная цена строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства. В случае невозможности проведения ежемесячного мониторинга ценовых показателей полной номенклатуры строительных ресурсов на помощь приходит ресурсно-индексный метод. Для реализации этого метода достаточно вести наблюдение только по основным ценообразующим материалам, которые, как правило, выведены за пределы расценок (ТЕР). При подготовке сметных расчетов ресурсно-индексным методом индексируется только расценка, а материальные ресурсы учитываются в текущем уровне цен. Еще один аргумент в пользу использования средних текущих сметных цен  - за десять лет работы в строительном комплексе России произошли существенные изменения, особенно это касается появления на строительном рынке огромного разнообразия материалов для отделочных, кровельных, изоляционных, электромонтажных, санитарно-технических работ. Многие из них даже по наименованию 1 января 2000 г. отсутствовали и «возвращать» их в базисный уровень цен СНБ-2001 мягко говоря некорректно.

Всевозрастающая роль сметных расчетов предполагает: серьезную проработку и взаимную увязку вопросов обеспечения участников инвестиционно-строительного процесса приемлемыми и удобными формами сметной документации и взаиморасчетов; использование методов определения стоимости, адекватное сложившимся условиям  и информационной поддержке. В то же время все эти вопросы должны решаться в четком соответствии с требованиями действующего законодательного и нормативного регулирования строительства.

© 2024 Самарский Центр по Ценообразованию в Строительстве
Россия, г. Самара, ул. Садовая, 278; e-mail: ccs@ccs-samara.ru